Программа ОЭР

1.     Научное обоснование проекта.
 
1.1. Актуальность.
 
        Актуальность эксперимента обусловлена прежде всего не сформированностью    единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его оцениванию. Анализ опыта развития системы оценки качества образования позволил обнаружить следующие тенденции.
         По данным ИРОП «Эврика», необходим поиск новых форматов оценки качества образования, предоставляющих педагогам единые требования к заданиям и единую критериальную базу их оценки. В существующих системах оценки качества обнаруживается тенденция сближения внешней и внутренней оценки: внешняя оценка не только проверяет объективность внутренней, но и использует ее данные – снабжая педагогов дополнительными инструментами и методическими материалами. В условиях возрастания роли и внешней и внутренней оценки резко возрастают требования к квалификации педагогов: фактически, все они становятся экспертами по оценке качества образования. 
    Выделяется проблема разработки инструментов и процедур оценки, позволяющих совместить компетентностный характер выполнения заданий и объективность результатов оценивания.
Оценивание должно обеспечить учащимся развитие в процессе обучения,   не ограничивать, а расширять его возможности. Таким образом, в основной  школе необходимо создать систему формирующего оценивания. При этом оценивание должно быть связано с современными моделями и технологиями обучения.
   При создании  школьной системы оценки качества необходимо руководствоваться следующими рекомендациями::
·       постановкой предельно индивидуализированных учебных целей с учетом возрастных особенностей и возможностей подростков.
·       прозрачностью критериев оценки, как для педагогов, так и для учеников, их родителей и заинтересованной общественности;
·       гибкостью системы оценивания, комбинирующей разные формы контроля, где (в данном случае на этапе общего образования) меньше места занимают внешние стандартизированные тесты и больше – критериально-ориентированные задания, накапливаемые в портфолио ученика;
·       переходом от оценки результатов образования к действию по совершенствованию этих результатов, который осуществляется в результате обсуждения и общественного договора заинтересованных сторон (ученик и учитель, управляющий совет школы и аттестационные и аккредитационные службы);
·         направленностью оценки на развитие подростка, образовательного учреждения;
       Актуальность темы эксперимента обусловлена необходимостью решения проблем, существующих в  современной образовательной практике , а именно:
- недостаточная согласованность представлений педагогического сообщества, общественности   о сущности личностных результатов школьного образования;
- недостаточная разработанность инструментария (критериев, показателей, методик, форм представления результатов) оценки личностных и метапредметных результатов;
- недостаточное понимание педагогами необходимости перехода от системы внешних оценок к формированию оценочной самостоятельности учащихся.
   Для реализации замысла эксперимента в Башовской школе имеются следующие предпосылки. В системе оценки деятельности школы   используются показатели, отражающие динамику личностного развития учащегося в школе. В их числе -    характер школьной мотивации, комфортность самочувствия в школе, активность в деятельности, реализация потребности в освоении культурного наследия,  навыки саморегуляции, закаливания, уровень заболеваемости, уровень физической подготовленности.   Эти показатели также могут выступать основой оценки личностных результатов освоения образовательной программы в дальнейшем.
   В числе показателей качества организации образовательного процесса используется  «удовлетворенность» учащихся, родителей, педагогов деятельностью школы, как субъектный взгляд на качество. Реализуется система мониторинга по названным показателям в течение 2006-2011 г.г.
     Башовская школа имеет достаточный опыт экспериментальной деятельности. 2001-2005 г.г. – участник федерального эксперимента по обновлению содержания и структуры общего образования, тема «Эксперимент по обновлению содержания и структуры     общего среднего образования    в условиях Башовской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов   валеологического профиля», опыт школы был представлен на Всероссийской конференции «Федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (2004).   В 2006 – 2010 - областная опытно – экспериментальная площадка по теме «Модель школы с углублённым изучением предметов валеологического профиля». По результатам эксперимента издан сборник научно – методических рекомендаций «Школа здорового образа жизни: опыт становления» (Псков, ПОИПКРО, 2007).  С 2006 года школа - член Ассоциации школ, содействующих здоровью.
   В 2008 году школа - в числе победителей приоритетного национального проекта «Образование». По итогам аттестаций 2005, 2010 г.г. года школа успешно подтверждала статус «средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов валеологического профиля» (приказы ГУО от 14.11.2005 №896 и от 14.12.2010 №1659).
    С 2010-2011 учебного года школа является стажёрской площадкой ФГОС общего образования в образовательных учреждениях Псковской области приказ ГУО №199 от 27.09.2010.
   В числе социальных партнеров школы – Администрация Локнянского  района, Псковский областной институт повышения квалификации работников образования,   Великолукская Академия физической культуры, Новгородский институт развития образования, Центр дополнительного образования  Локнянского района, МОУ СОШ № 97 г. Москвы, Центральная районная больница (п.Локня).
 
 
1.2. Теоретическими предпосылками проекта являются современные подходы к оценке качества образования (Л.П. Ильина, О.Е. Лебедев, Г.С. Ковалева, А. Н. Майоров, А.М. Новиков, М.М. Поташник, Е.Н. Степанов, Г.А. Цукерман и другие), гуманистический подход в психологии и педагогике (Ш.А. Амонашвили, А. Маслоу, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие), основы возрастной психологии (подростковый период) (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие)
 
   Основная идея эксперимента состоит в определении способов оценки метапредметных и личностных результатов учащихся на основе принципа самооценки и самоанализа.
 
1.3.  С учётом имеющихся теоретических и практических предпосылок нами определена тема ОЭР: «Система  оценки метапредметных и личностных результатов основного общего образования »
   
   Объект:  система оценки метапредметных и личностных результатов основного общего образования.
       
Предмет: Инструментарий оценки метапредметных и личностных результатов учащихся 5,7, 9 классов.
       
Цель: Разработка и экспериментальное апробирование инструментария оценки метапредметных и личностных результатов школьного образования.
       
Гипотеза.
   Система оценки метапредметных и личностных результатов учащихся 5,7, 9 классов будет считаться созданной, если:
- обеспечены научно-методические, информационные, организационные, финансовые условия реализации замысла ОЭР;
-   обеспечен рост компетентности педагогов в контексте требований ФГОС;
-    ожидаемые результаты образовательной программы основного общего образования определены с учетом потребностей заказчиков, социокультурных особенностей школы, на основе общественного обсуждения и профессиональной экспертизы;
- разработаны показатели и индикаторы оценки на основе конкретизации требований к результатам ФГОС основного общего образования;
- разработан комплекс методик оценки метапредметных и личностных результатов учащихся 5,7, 9 классов;
- методики  оценки метапредметных и личностных результатов апробированы, осуществлена экспертиза их эффективности;
- определены формы систематизации и представления информации о метапредметных и личностных результатах учащихся 5,7, 9 классов, в том числе на сайте школы;
- определены формы анализа и самоанализа результатов учащимися.
 
Задачи:
1.      Разработать показатели и индикаторы оценки метапредметных и личностных результатов учащихся 5,7, 9 классов;
2.      Разработать комплекс методик оценки метапредметных и личностных результатов учащихся 5,7, 9 классов.
3.      Апробировать методики оценки метапредметных и личностных результатов, осуществить экспертизу их эффективности.
4.      Определить и обосновать необходимое научно-методическое, информационное, организационное, финансовое обеспечение система оценки метапредметных и личностных результатов основного общего образования.
5.      Определить  формы систематизации и представления информации о метапредметных и личностных результатах учащихся 5,7, 9 классов потребителям, в том числе на сайте школы;
6.      Определить формы анализа и самоанализа результатов учащимися.
7.      Описать результаты эксперимента в форме аналитического отчета и методических рекомендаций.
 
Методы исследования: Анализ научно-методической литературы,   нормативных   документов. Проектирование, метод экспертных оценок, методы анализа - ретроспективный, проблемно-ориентированный, контент - анализ. Методы   статистической обработки эмпирических данных.
 
 
2.4. Практическая значимость.
           
Ожидаемые результаты.
-       Комплекс методик оценки метапредметных и личностных результатов учащихся 5,7, 9 классов.
-       Формы систематизации и представления информации о метапредметных и личностных результатах учащихся 5,7, 9 классов
-       Формы анализа и самоанализа результатов учащимися
-       Ожидаемый эффект: позитивная динамика метапредметных и личностных результатов учащихся 7 и 9 классов.
 
 
Сроки и этапы ОЭР.
 
I этап (июнь - декабрь 2011). Обоснование темы эксперимента, сбор и обработка аналитического материала, разработка проекта ОЭР.
 
II этап (Январь 2012- декабрь 2013). Определение/коррекция ожидаемых результатов образовательной программы с учетом потребностей заказчиков, социокультурных особенностей школы, на основе общественного обсуждения и профессиональной экспертизы. Разработка показателей и индикаторов оценки ожидаемых результатов. Разработка комплекса методик оценки метапредметных и личностных результатов учащихся 5,7, 9 классов и его апробация; экспертиза их эффективности. Определение форм систематизации и представления информации о метапредметных и личностных результатах учащихся 5,7, 9 классов. Определение форм анализа и самоанализа результатов учащимися.
 
III этап (Январь- июнь 2014) Анализ результатов, оценка эффективности экспериментальной работы. Трансляция опыта. Публикация методических рекомендаций.
 
         3.Организационно-экономическое обоснование проекта.
 
3.1. В составе педагогического коллектива   80% учителей со стажем работы более 10 лет. Имеют высшую – квалификационную категорию - 35%, первую – 50%. В школе работают учителя, имеющие профессиональные отличия: Заслуженный учитель – 1, Почётный работник общего образования РФ – 2, Отличники просвещения (образования) РФ – 5.
 
Кадровое обеспечение проекта реализуется участниками экспериментальной группы в составе:
 
№ п/п
Фамилия Имя Отчество
Должность, категория, звания, награды
1.
Ерастова Валентина Ильинична
Директор школы, высшая категория, Отличник образования РФ.
2.
Тихомирова Елена Викторовна
Заместитель директора, высшая категория, Заслуженный учитель школы РФ
3
Ильина Ирина Леонидовна
Заместитель директора, высшая категория, грамота МО РФ
4
Жукова Екатерина Ивановна
Педагог – валеолог, классный руководитель, первая категория, грамота ГУО
5
Иванова Светлана Николаевна
Учитель математики, классный руководитель, первая категория, грамота МО РФ
6
Виснап Светлана Ивановна
Социальный – педагог, классный руководитель, первая категория
7
Лексухина Елена Борисовна
Учитель географии, классный руководитель, вторая категория
 
 
3.2. Информационно- техническое обеспечение.
     Для реализации проекта ОЭР школа обладает достаточным информационно – техническим обеспечением. К локальной сети подключены 32 компьютера, из них 26 участвуют в образовательном процессе, мультимедийные проекторы (11), доступ в Интернет (128 кb/с.) обеспечен для 32 компьютеров, сайт школы http://sch83.pskovedu.ru/.
Имеется вся необходимая оргтехника для тиражирования методических и дидактических материалов: 5 многофункциональных устройств, 6 принтеров, 2 сканера.
Для реализации учебных, исследовательских проектов, создания продуктов творчества учащихся имеется цифровой фотоаппарат (1), музыкальный центр (2), швейные машинки (21).  В соответствии с современными требованиями оборудованы  кабинет здоровья, как центр валеологической работы в школе (используется кабинет БОС «Дыхание – 2»), кабинет информатики  как информационно – ресурсный центр школы, кабинеты биологии, химии, физики, русского языка и литературы, начальных классов (4), столярная и слесарная мастерские, кабинет обслуживающего труда и кулинарии,  2 спортзала, тренажёрный зал, спортивная площадка.  Планируется приобретение видеокамеры.
На базе библиотеки создана база цифровых образовательных ресурсов (120 – экземпляров),  специализированная база ЦОРов, которые используются в образовательном процессе.  В качестве информационных ресурсов используются результаты исследований качества образования:
1. Центр оценки качества образования http://www.centeroko.ru/
Коллектив Центра, начиная с 1988 г., ведет исследования по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников в рамках исследований, проводимых различными международными организациями: Американской службой педагогического тестирования (1988-1991) - ETS (Educational Testing Service), Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements) с 1991 г. и Организацией экономического сотрудничества и развития - OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) с 1998 г.
2. Журнал «Народное образование» http://www.narodnoe.org/
Российский общественно-педагогический журнал Народное образование - это издание энциклопедического типа. В нем освещаются важные события в сфере образования, нормативные акты, практический опыт специалистов, методологические основы, этические и психологические аспекты педагогической деятельности, проблемы воспитания и многое другое.
Фестиваль педагогических идей является самым массовым и представительным открытым педагогическим форумом. Материалы всех участников публикуются, работы распределяются по разделам, соответствующим самым разным областям школьной жизни.
Портал создан и поддерживается региональным центром информационных технологий Псковской области. Он функционирует на базе системы, разрабатываемой специально для обеспечения работы региональных образовательных порталов и сайтов образовательных учреждений.
Псковская региональная образовательная Wiki, среда коллективного гипертекста, в которой каждый может
создать новую, изменить или дополнить статью.
Официальный информационный портал Единого Государственного экзамена
На сайте имеется большое количество методических и конкурсных разработок и материалов. Он позволяет педагогам обмениваться идеями, методическими ресурсами.